180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

18 марта 2024 года исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Двадцать восемь лет его жизни были связаны с русским флотом, а тема «моря» стала одной из ведущих в его творчестве. В этой статье мы расскажем о том, как появился интерес у будущего композитора к морской службе, о его обучении военному делу, заграничном плавании на клипере «Алмаз» и совмещении работы в Морском ведомстве с преподаванием в Петербургской консерватории.

Николай Андреевич родился в дворянской семье, известной своими традициями службы на флоте. Прадед композитора Воин Яковлевич Римский-Корсаков – талантливый морской офицер, вице-адмирал (1755), участвовал в русско-шведской войне 1741-1743 гг., в 1751 г. командовал Кронштадтской эскадрой, в последствии был присутствующем Адмиралтейств-коллегии и занимался разработкой проекта преобразования военно-морских учебных заведений в Морской шляхетный кадетский корпус. Моряками в семье были также дядя композитора Николай Петрович и старший брат Николая Воин Андреевич Римские-Корсаковы. Оба они в разное время являлись директорами Морского кадетского корпуса и многое сделали для улучшения подготовки морского офицерства.

Большое влияние на будущего композитора оказал его старший брат. В 1852-1856 гг. Воин Андреевич командовал шхуной «Восток», находясь в составе экспедиции Е.В. Путятина к берегам Китая и Японии. Постоянная переписка с братом, его рассказы о далеких странах, о морской службе укрепляли в Николае желание пойти по стопам Воина и стать морским офицером. Письма Николая к брату полны вопросов о парусном вооружении шхуны, особенностях строения корабля и ее команде. Так, он пишет: «Брат Воин… скажи мне, есть ли у тебя бом-кливер и как называется дерево, к которому пришнуровывается топсель?». Позднее в своих воспоминаниях композитор признавал, что благодаря брату и его письмам он «полюбил море, пристрастился к нему, не видав его».

20 августа 1856 г. Николай Андреевич поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. За время обучения он проявил себя, как способный и прилежный ученик и окончил корпус шестым в выпуске. Каждое лето будущий композитор обычно проводил в плавании, в практическом освоении морского дела. Первое крещение морем кадет Римский-Корсаков получил в 1858 г. на учебно-артиллерийском 84-пушечном корабле «Прохор». О своем пребывании на корабле Николай с восторгом писал родным в Тихвин: «Вот милые мои папа и мама, я уже скоро неделю как на корабле. Мне здесь очень нравится. Я стою на вахте, меня посылает вахтенный начальник с донесениями брату, старшему офицеру, о виденных судах, о прибавлении парусов и проч. Также утром наблюдать за мытьем палуб, к осматриванию огней на корабле. Я веду, в свою очередь шканечный журнал корабля, где записываются: ветер, курс, дрейф, ход и разные случаи. <…> Я буду очень доволен, если меня пошлют на один из марсов».

За время обучения в Петербурге проявилась и любовь Николая Андреевича к музыке. Он продолжал занятия музыкой, часто посещал оперные спектакли в театре, самостоятельно разбирал на фортепиано оперы Мейербера, Беллини, Флотова, Россини и др. Увлечение музыкой Николая находило большую поддержку в семье. Так, Софья Васильевна, мама композитора, нередко присылала сыну ноты, а Воин Андреевич во время летних учебных плаваний каждую неделю отпускал младшего брата на берег для занятий музыкой и следил за его успехами.

По окончании учебы в корпусе в 1862 г. Николай Андреевич был произведен в гардемарины и получил назначение в заграничное плавание на клипере «Алмаз». Корабль направлялся в Нью-Йорк для соединения с русской эскадрой. Экспедиция русского флота к берегам Северной Америки была предпринята в качестве превентивной меры во время обострения отношений между Россией, с одной стороны, и Британией, Францией и Австрией – с другой. Присутствие русской эскадры у берегов Америки должно было создать угрозу английским и французским торговым путям в случае начала войны.

Служба на клипере на всю жизнь оставила неизгладимые впечатления у молодого гардемарина. Он побывал в Англии, нескольких портах Северной Америки и Бразилии, а на обратном пути – в Испании, Италии, Франции и Норвегии. Римский-Корсаков вместе с товарищами ездил в Лондон, Нью-Йорк, Балтимор, Вашингтон, Рио-де-Жанейро, к Ниагарскому водопаду. Во время плавания Николай много читал, продолжал заниматься музыкой, во время остановок в портах давал концерты – отрывки из разных опер и собственные сочинения. Под шум волн Тихого и Атлантического океанов родилось и первое серьезное музыкальное произведение Римского-Корсакова - Симфония №1 для симфонического оркестра. За время плавания Николай Андреевич проявил себя как превосходный моряк и был произведен в чин мичмана. Впечатления от морской жизни через некоторое время нашли воплощение в морских пейзажах, которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

В сентябре 1865 года мичмана Римского-Корсакова вместе с командой «Алмаза» перевели из Кронштадта в Петербург. Для него «началась береговая служба и петербургская жизнь». В 1868 г. Николай Андреевич был произведен в лейтенанты, а спустя пять лет в 1873 г. принял решение оставить службу. Однако связь с флотом Римский-Корсаков не разорвал, став инспектором военно-морских хоров (духовых оркестров).

За время своей десятилетней службы в этой должности им была осуществлена реорганизация штатных составов военных оркестров морского ведомства и создана музыкальная школа Балтийского флота. В 1878 г. Римский-Корсаков и сам дирижировал Адмиралтейским военно-морским оркестром. Композитор организовал сводный оркестр Кронштадтского порта, с которым несколько раз давал благотворительные концерты в городе. Военные оркестры Морского ведомства с успехом участвовали в международных творческих состязаниях, проводившихся в Париже и Брюсселе.

Обучение в Морском кадетском корпусе, служба на «Алмазе» оставили неизгладимый след в творчестве Римского-Корсакова. Современники называли композитора «музыкальным» маринистом, а критики восторгались умением мастерски передавать морские пейзажи. Закончить статью нам бы хотелось словами критика А.Н. Серова об опере «Садко». Эти слова, на наш взгляд, лучше всего характеризуют Римского-Корсакова как композитора, сохранившего верность и любовь к морской стихии: «Эта музыка переносит нас на глубь волн, это что-то водяное, подводное настолько, что никакими словами нельзя было бы выразить ничего подобного… Это произведение принадлежит таланту огромному в своей способности живописать при помощи музыки…».

Крылова Элина Андреевна
Историк флота

Список литературы:

1. Грибовский В.Ю. Римские-Корсаковы. Морская династия на службе Отечеству. СПб., 2013.

2. Ляшенко В.В. К вопросу о реформе русской военной музыки во второй половине XIX века // Экономика и социум. № 12 (79). 2020. С. 742-744.

3. Римский-Корсакова Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. 1844-1906. СПб., 1909.

4. Римская-Корсакова Т.В. Детство и юность Н.А. Римского-Корсакова. Из семейной переписки. СПб., 2019.

Серов А.Н. Критические статьи. Т. 4. (1864-1871 гг.). 1895.


Карточка выпускника: Римский-Корсаков
18 марта 2024

Возврат к списку


Комментировать