История Морского корпуса

Навигацкая школа. 1701 г.

Навигацкая школа. 1701 г.
С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне

История Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1696 г. Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января (25 января по новому стилю) 1701 г. указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук, или Навигацкая школа. С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она была рассчитана на 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а также для гражданской государственной службы. В 1711 г. в школе обучалось уже 500 учеников в возрасте от 15 до 33 лет. Кроме дворян в нее принимались и дети представителей других сословий.

Навигацкая школа делилась на классы, в первых двух классах неграмотных юношей обучали русскому языку и началам счета («русская школа» и «цифирная школа»). На этом для многих учеников образование оканчивалось: выходцев из беднейших слоев населения отправляли служить писарями или учиться на мастеровых адмиралтейства. Только наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные - плоской и меркаторской навигации, морской астрономии и т. п. Ученики изучали также ведение шканечного журнала, счисление пути корабля и фехтование.

Изучение предметов велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Поэтому наиболее способные и старательные могли окончить школу за 4 года, а нерадивые учились до 13 лет.
Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 г. она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 г. - в Воинскую морского флота канцелярию, отвечавшую и за подготовку личного состава флота. Преподаватели (учителя) были независимы друг от друга и подчинялись только главному начальнику Адмиралтейского приказа Ф. М. Апраксину. Старшие «мореходные» классы вел приглашенный из Англии профессор Г. Фарварсон, авторитет в области математики, геодезии, астрономии и навигации. Одним из преподавателей школы был Л. Ф. Магницкий, автор знаменитой «Арифметики» (1703 г.) - первого оригинального русского труда по математике.

Первый выпуск Навигацкой школы
Первый выпуск Навигацкой школы состоялся в 1705 г., ее окончили 64 человека. Выпускники Навигацкой школы приобретали право на производство в офицеры флота только после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались в голландском и английском флотах иногда до 6-9 лет. В экзаменовании кандидатов в офицеры принимал участие и сам Петр I.

Морская академия. 1715 г.

1 октября 1715 г. в новой столице России – Петербурге по примеру французских военно морских училищ (Ecole Navale) на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создается Морская академия, или Академия морской гвардии, чисто военное учебное заведение для подготовки офицеров флота. Навигацкая школа лишилась прежнего значения и стала своеобразным подготовительным училищем.

Морская академия была рассчитана на 300 учеников - выходцев из привилегированных сословий и организационно подразделялась на 6 бригад (отделений) по 50 человек в каждой. Во главе академии стоял директор, бригадами командовали офицеры, назначавшиеся из гвардейских полков. Помимо бригад в академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек.

Первоначально академия размещалась в бывшем доме арестованного за взятки адмиралтейств-советника А. В. Кикина в районе современной Дворцовой площади, а с 1743 г. в бывшем дворце фельдмаршала Х. А. Миниха на Васильевском острове.

В 1716 г. учреждается воинское звание «гардемарин» (от франц. garde de marine - страж моря или морской гвардеец). Это звание заменило звание «навигатор» в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учрежден в 1713 г.). Мичманом (от англ. midshipman) гардемарин становился после соответствующего экзамена и выполнял на корабле обязанности унтер-офицера (старшины). Также по экзамену мичманы производились в первый офицерский чин - унтер-лейтенанта. В 1732 г. первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 г. (с перерывом в 1751-1758 гг.).

С 1723 г. в гардемаринскую роту (штат 200 человек) зачисляли окончивших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение в Кронштадте. На кораблях гардемарины исполняли обязанности матросов, комендоров и морских солдат, а также обучались «корабельному правлению», сами вели «журналы путеплавания» и производили обсервации (определение места). Большое значение в регламентации корабельной службы и подготовке будущих офицеров имел Морской устав Петра I (1720 г.), изучавшийся в Морской академии и гардемаринами на кораблях.

Срок пребывания в звании гардемарина на практике зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также от старшинства в списке роты. Вместо положенных 7 лет некоторые становились офицерами через три - четыре года, а отдельные служили гардемаринами более 20 лет. Так, в 1744 г. один 54-летний гардемарин, прослуживший 30 лет, был уволен в отставку «по болезни и старости».

В 1717-1752 гг. из Морской академии во флот было выпущено более 750 человек, в большинстве случаев мичманами, но были случаи производства и в унтер-лейтенанты, а некоторых, за выдающиеся знания - и в лейтенанты.

Морской шляхетный кадетский корпус. 1752 г.

15 декабря 1752 г. Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Новое название подчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении подразделялись на 3 роты (по 120 человек в каждой), а в учебном - на 3 класса. Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный - в каждую входили по три учебные группы - гардемаринская (1-го класса), кадетские 2-го и 3-го классов. Из общего числа учащихся 30 человек готовили к службе морскими артиллеристами, а 30 - геодезистами.

Новым штатом в помощь директору корпуса назначался капитан 1 ранга - фактически его заместитель по строевой части. В непосредственном подчинении капитана 1 ранга находились старшие офицеры - командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера. Все они привлекались к проведению занятий, в том числе и по иностранным языкам.

Деятельностью преподавателей, которых стало более сорока, руководил профессор. Характерно, что по каждому предмету при учителях полагалось иметь «подмастерьев», которые впоследствии становились преподавателями. В корпусе изучалось 28 дисциплин («наук»), в том числе арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, генеалогия, история, политика, риторика, французский, английский и немецкий языки (по выбору), а также морские эволюции (тактическое маневрирование), морская практика, такелажное дело, «архитектура членов и чертежей корабельных и галерных пропорций», фехтование, танцы.

Переводы из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на открывшиеся вакансии (штатные места). Постоянного расписания не было, обычно каждый день проводилось до 8 часов классных занятий. Летом кадеты и гардемарины совершали практические плавания. После сдачи экзамена гардемарины старшего класса одновременно всем выпуском производились в мичманы. Первый подобный выпуск состоялся в 1753 г.

C 1762 г. в Морском корпусе для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение (ружья и тесаки) и снаряжение. К этому времени подготовку геодезистов прекратили, а количество артиллеристов увеличили до 60 человек.

До 1762 г. воспитанники корпуса и морские офицеры-выпускники, как и матросы, законом Петра I были обязаны служить пожизненно 18 февраля 1762 г. манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и мог выйти в отставку. Такой порядок сохранился до 1917 г.

В 1762-1802 гг. корпус возглавлял И. Л. Голенищев- Кутузов, который многое сделал для улучшения организации материально-технического обеспечения и учебного процесса. По его инициативе в 1764 г. учредили должность главного инспектора классов, отвечающего за постановку учебного процесса. При первом инспекторе классов Г. А. Полетике был впервые строго регламентирован объем дисциплин, изучаемых в каждое полугодие, которое завершалось экзаменом, обязательными стали самостоятельные занятия. И. Л. Голенищев-Кутузов заново перевел труд профессора математики французского военно-морского училища П. Госта «Искусство военных флотов, или сочинение о морских эволюциях», котоpый c 1764 г. приняли в качестве учебного пособия. В 1769 г. была основана библиотека Морского корпуса, которая непрерывно пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками. Среди преподавателей выделялся Н. Г. Курганов, автор целого ряда научных трудов. Принципы организации учебного процесса, выработанные в 1753-1764 гг., в частности сочетание зимнего теоретического обучения и летней практики, классных и самостоятельных занятий, полугодовых и выпускных экзаменов в основном сохранились до настоящего времени.

В 1771 г. большой пожар на Васильевском острове уничтожил здание корпуса (уцелели только капитальные стены). Корпус был размещен в Кронштадте в здании Итальянского дворца. К 1798 г. по указу императора Павла I архитектор Ф. А. Волков создает новое здание, где училище размещается и в настоящее время. Здание включало в себя сохранившиеся стены дворца Миниха, а впоследствии и другие строения в квартале между набережной Невы, 11-й и 12-й линиями.

Быстрый рост численности флота в последней четверти XVIII в. вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 г. увеличили до 600 воспитанников, а в 1791 г. в нем фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Во время русско-турецкой 1787-1791 гг. и русско-шведской 1789-1790 гг. войн из за нехватки офицеров флота, часть гардемарин было выпущено досрочно – «за мичманов». Практика досрочных выпусков имела место и в дальнейшем в 1812, 1904. 1914 и 1941 гг.

Оценивая качество подготовки офицеров - выпускников ХVІІІ в., необходимо отметить их основательные теоретические знания, хорошую практическую подготовку, достаточную для корабельной службы. В боях с врагом они проявляли храбрость и верность долгу, ставшие традиционными большинства для офицерского корпуса. Однако кругозор выпускников ограничивался рамками плавания на Балтике - закрытом морском театре. Необходимый в условиях дальних походов последней трети XVIII в. морской и дипломатический опыт они приобретали уже в ходе офицерской службы. Недостаточное внимание в Морском корпусе (Морской академии) уделялось развитию военно-морской теоретической мысли, изучению исторического опыта флота, особенно отечественного.

Морской кадетский корпус. 1802 г.

C 1802 г. слово «шляхетный» исключили из названия учебного заведения, но это изменение не коснулось принципов комплектования. Директором корпуса назначили контр- адмирала П. К. Карцова, ветерана войн с турками, шведами и французами. Инспектором классов в 1795—1811 гг. был П. Я. Гамалея, опытный боевой офицер и известный ученый, поставивший преподавание на редкую высоту. Наиболее способные гардемарины посылались волонтерами в английский и французский флоты для изучения иностранного опыта.
В 1812 г. Морской корпус произвел два досрочных выпуска. В результате флот пополнился 134 мичманами и 19 констапелями (артиллерийскими офицерами), многие из которых приняли участие в войне с наполеоновской Францией.

В 1817 г. штат корпуса предусматривал обучение 700 кадетов и гардемаринов, расходы на его содержание составляли более 466 тыс. руб. в год. В 1826 г. в организационном отношении корпус приравняли к экипажу, аналогичному армейскому батальону. Капитан 1 ранга стал именоваться командиром экипажа. Батальон включал гардемаринскую, три кадетские и резервную (для малолетних воспитанников) роты. По штату в каждой роте насчитывалось по 101 человеку, в кадетских ротах обучались мальчики в возрасте от 10 до 16 лет, в гардемаринской - 16-18-летние юноши. Рота, возглавляемая капитан-лейтенантом подразделялась на 4 отделения во главе с лейтенантами и мичманами. В нее входили также фельдфебель, каптенармус и 4 барабанщика из нижних чинов.

В обучении, как и во всем флоте того времени, на первое место выдвинулась строевая подготовка, сведенная к ежедневным «ротным фронтовым учениям» на плацу под барабан. Дисциплина, как и прежде, поддерживалась телесными наказаниями. Не желавших учиться часто ожидал путь в солдаты.

В этих сложных условиях положительную роль сыграла деятельность И. Ф. Крузенштерна, высокообразованного и гуманного адмирала, бывшего в 1811-1827 гг. инспектором классов, а в 1827-1842 гг. - директором Морского корпуса. И. Ф. Крузенштерн привлек к преподаванию многих талантливых педагогов, расширил библиотеку (к 1827 г. в ней насчитывалось 8519 томов). При нем в корпусе были созданы музей и обсерватория, а в столовом зале установлена модель брига «Наварин» (в 1/2 натуральной величины) для обучения кадетов в зимнее время.

Летом кадеты практиковались на специальной эскадре Морского корпуса, учебные фрегаты которой назывались «Надежда», «Верность», «Отважность», «Постоянство» и т. п. Гардемарины плавали на кораблях дивизий Балтийского флота. Производство в мичманы проводилось осенью - по экзамену.

По инициативе И. Ф. Крузенштерна 28 января 1827 г. при Морском корпусе открыли офицерский класс - для совершенствования образования офицеров. Первый набор составил всего 7 мичманов, срок обучения - два, а с 1830 г. - три года. В офицерском классе изучались высшая математика, физика, химия, физическая география, теория артиллерии, теория корабля и «сочинение чертежей». Программа его сводилась фактически к углубленному изучению общеобразовательных и теоретических дисциплин, предусмотренных курсом Морского корпуса. Кроме того, в класс принимали юных офицеров-выпускников, не имевших опыта морской службы. Поэтому класс готовил хороших специалистов по различным отраслям морского дела, но не был обязательной ступенью высшего военного образования, необходимого для занятия командных должностей.

На качестве военно-морского образования первой половины ХІХ в. положительно сказались развитие теоретической мысли и деятельность отдельных выдающихся офицеров флота. Именно в XIX в. появляются первые научные работы, обобщающие опыт отечественного флота, с 1848 г. издается «Морской сборник», выпускники Морского корпуса участвуют в кругосветных плаваниях, внесших большой вклад в мировую науку.

В то же время обучение в корпусе в этот период отличалось некоторым академизмом – увлечением общеобразовательными предметами, при том. Что качество подготовки преподавателей зачастую оставляло желать лучшего.

В 30—40-х гг. XIX в. кругосветные плавания стали редким исключением, практика кадетов и гардемаринов проходила в Финском заливе, были прекращены и зарубежные стажировки.

После Крымской войны преобразования на флоте с 1855 г. возглавил генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич6, поставивший целью «беспрерывными плаваниями небольшого числа хороших судов приготовить целое поколение будущих опытных и страстных моряков»7. Генерал-адмирал выступил врагом показной отчетности, а вопросы состояния флота и воспитания личного состава передал на гласное обсуждение, которое велось на страницах «Морского сборника».

Наступила эпоха преобразований и в Морском корпусе. В 1861 г. были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников. Телесные наказания были отменены, в воспитании проявилось стремление выработать дисциплину, основанную на сознательном отношении к делу. Несмотря на некоторую демократизацию, Морской корпус оставался привилегированным учебным заведением, доступным лишь для сословий, служивших надежной опорой трону.

Серьезные конкурсные экзамены по 7 предметам выявили недостаточную подготовку поступающих, которую решено было усилить дополнительными занятиями в подготовительном класce.

Морское училище. 1867 г.

2 июня 1867 г. Морской кадетский корпус переименовали в Морское училище. Согласно Уставу Морского училища, отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет. Срок обучения составлял 4 года, штат училища сокращался до 240 человек с расчетом на ежегодный выпуск 60 гардемаринов. Звание «гардемарин» стали присваивать выпускникам училища, которые направлялись для практической отработки, в годичное плавание , после чего производились в первый офицерский чин мичмана.

Курс училища разделялся на 2 части - общую (1 год) и специально-морскую (3 года). Кадеты старших трех курсов изучали в числе прочих предметов пароходную механику, физическую географию и метеорологию, фортификацию, военно-морскую историю и тактику, законоведение. Ежегодно в мае проводились переводные экзамены, а с 25 мая по 25 августа кадеты проходили практику на кораблях учебного отряда под адмиральским флагом начальника Морского училища. Корабельный состав отряда составляли винтовые корветы и клиперы, имевшие вспомогательное парусное вооружение.

7 августа 1862 г. офицерский класс при корпусе реорганизовали в Академический курс морских наук, состоявший из гидрографического, кораблестроительного и механического отделений. В 1877 г. Академический курс реорганизовали в Морскую академию, которая была выделена из состава Морского корпуса только через 30 лет, став с 1907 г. самостоятельным учебным заведением.

В совершенствовании учебно-воспитательного процесса большую роль сыграл контр-адмирал В.А. Римский-Корсаков, возглавлявший училище в 1861—1871 гг. При нем повысилась роль самостоятельной подготовки, для которой отменили некоторые обязательные предметы и сократили число строевых занятий. В воспитании преобладали методы, основанные на доверии и уважении личности, которые способствовали выработке ответственности за внутренний порядок и качество учебы. Кадетам было разрешено по желанию ежедневно после занятий уходить в город до 23 часов. В дисциплинарную практику внедрили «штрафные отметки», которые влияли на распределение «по старшинству» в выпуске. Старшинство (а оно не содержалось в тайне) давало преимущество не только в назначении по окончании училища, но и в производстве в очередные офицерские чины.

В.А. Римский-Корсаков привлек к преподаванию многих способных офицеров и гражданских преподавателей. Библиотека пополнилась ценными учебными пособиями, которыми в специальной «читальне» могли пользоваться кадеты. Для преподавания девиации магнитных компасов соорудили вращающуюся платформу, а учебную батарею усилили новыми системами нарезных орудий. Два таких орудия - 4-фунтовые (87-мм.) стальные нарезные пушки образца 1867 г. - и поныне «охраняют» знамя училища.

Все эти мероприятия положительно сказались на качестве подготовки офицеров 60-80-х гг. ХІХ в. Многие выпускники блестяще проявили себя в дальних походах и выказали энергию, умение и предприимчивость в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Российский флот занял передовые позиции в развитии способов применения артиллерии, якорных и самодвижущихся мин (торпед). Некоторые выпускники этого периода приняли активное участие в революционном движении.

Преобразование системы военно-морского образования, как и все реформы 60—70-х гг. ХІХ в., носило половинчатый характер, а многое оказалось временным. Уже преемник В.А. Римского-Корсакова на посту начальника училища контр-адмирал А.П. Епанчин отменил ряд начинаний своего предшественника, таких как отмена унтер-офицерских должностей в ротах и офицерских дежурств.

После разоблачения в 1871-1872 гг. нелегального политического кружка (по этому «делу» проходили 25 кадетов училища) воспитанникам запретили выход в город в будние дни.

С 1875 г. срок обучения увеличили до 5 лет, при этом возраст поступающих в младший подготовительный класс понизили до 12 лет.

Тем не менее, А.П. Епанчин, долгое время служивший в училище, сохранил лучшие традиции постановки учебного процесса. Зато сменивший его в 1882 г. контр-адмирал Д.С. Арсеньев основное внимание обратил на внешнюю, показную сторону обучения. Время на самостоятельную подготовку сократили введением различных обязательных внеклассных занятий.

В 1882 г. из старших кадетов училища образовали гардемаринскую роту, а звание гардемарина на флоте упразднили. При выпуске вновь стали присваивать офицерский чин мичмана. Одновременно на флоте были проведены важные изменения в прохождении службы командным составом.

По сложившейся традиции с 1752 г. корабельные штурманы и с 1829 г. артиллеристы готовились в специальных училищах (их называли также штурманскими, кондукторскими ротами), где не были столь жесткими, как в Морском корпусе, сословные ограничения при приеме. В отличие от «флотских» офицеров — выпускников Морского училища, - офицеры корпусов флотских штурманов (КФШ) и морской артиллерии (КМА) носили «сухопутные» подпоручик, поручик и т. д. - и продвигались только по специальности. За редким исключением, они не могли стать командирами кораблей и адмиралами.

С развитием техники роль офицеров - специалистов возрастала, становилась все более очевидна и необходимость глубоких познаний в штурманском и артиллерийском деле для будущих командиров.

В 70-х гг. ХІХ в. на кораблях появляется должность минного офицера. Наконец, в 1885 г. корпуса флотских штурманов и морской артиллерии упразднили. Выпускников Морского училища стали назначать на корабли не только вахтенными офицерами (начальниками), но и младшими штурманами. После дополнительного обучения в Минном и Артиллерийском офицерских классах флотские офицеры назначались также минерами и артиллеристами. В программах Морского училища расширили разделы штурманской подготовки, минного дела и артиллерии. Например, с 1889 г. практическая артиллерийская подготовка была усилена обязательными для всех дополнительными тренировками в артиллерийском кабинете.

Морской кадетский корпус. 1891 г.

В 1891 г. Морское училище вновь переименовали в Морской кадетский корпус. По новому положению устанавливался 6-летний срок обучения, в строевом отношении корпус подразделялся на 6 рот, из которых четыре старшие составляли батальон, а в учебном - на 6 классов: 3 общих и 3 специальных. По штату в шести классах обучались 320 человек. В 1896 г. вторая по старшинству рота стала называться младшей гардемаринской.

В 1898 г. число воспитанников при прежней организации увеличили до 600 человек, из них 525 находились на полном государственном обеспечении, а 75 являлись так называемыми «своекоштными» или стипендиатами. Разрешалось ежегодно принимать не более 50 человек по конкурсу из гражданских учебных заведений (гимназий и реальных училищ) сразу в младший специальный класс.

Директор корпуса (контр-адмирал, вице-адмирал) осуществлял руководство через двух ближайших помощников - заведующего строевой и хозяйственной частями и инспектора классов (капитаны 1 ранга, контр-адмиралы или генерал-майоры). Штатом корпуса предусматривалось 6 ротных командиров, 20 отделенных начальников (помощники командира роты), адъютант, смотритель зданий, помощник инспектора классов и 14 преподавателей - всего 43 офицера, а также 8 гражданских преподавателей. Для обучения привлекались и нештатные преподаватели, как гражданские, так и офицеры флота и учреждений Морского ведомства. К воспитанию кадетов и гардемаринов непосредственное отношение имели священник и капельмейстер - он же учитель музыки. Обеспечивающие службы включали 3 врачей, 6 лиц среднего медицинского персонала, делопроизводителя, бухгалтера, комиссара (ответственного за снабжение), писаря, 19 унтер-офицеров, 7 барабанщиков, горнистов, 44 музыканта, а также вольнонаемных «писцов» и «служителей». Бюджет Морского кадетского корпуса составлял 312 758 руб. 25 коп в год.

Продолжение Свода морских постановлений 1904 года. Спб., 1904. - Кн. III. — С. 34-43. Общие расходы России на флот (мор- ской бюджет) в 1900 г. составили 86 млн. 628 тыс. руб., личный состав флота включал 127 адмиралов и генералов, 2204 офицера, 1031 гражданских чиновников (в том числе врачей), 48730 унтер-офицеров и матросов. Директор корпуса получал 6500 руб. в год, инспектор классов ротный командир - 1800, священник - 820, унтер-офицер подразделений обслуживания - 36.

Ежегодно в летние месяцы воспитанники практиковались на кораблях Учебного отряда судов Морского корпуса. Командовал отрядом директор корпуса, а ротные командиры и отделенные начальники непосредственно руководили обучением, выполняя обязанности штатных корабельных офицеров - вахтенных начальников, вахтенных офицеров и т. п. Плавания вырабатывали привычку к морю и корабельной службе. Качество практики несколько снижалось вследствие устаревания корабельного состава отряда - в него в начале XX B. входили крейсера «Князь Пожарский» (1867 г.), «Рында» (1884 г.) и другие, имевшие еще парусное вооружение. Образцы оружия и техники также не отвечали требованиям времени. И все же качество специальной подготовки выпускников было достаточно высоким, оно обеспечивалось солидной общенаучной подготовкой и углубленным изучением специальных военно-морских дисциплин. Выпуск производился после экзаменов, принимавшихся комиссией из флотских офицеров, назначенных приказом управляющего Морским министерством. Экзамены включали морскую практику, астрономию, навигацию, морскую артиллерию, минное искусство, теорию кораблестроения, пароходную механику и законоведение.

Директоры корпуса контр-адмиралы А.Х. Кригер (1896- 1901 гг.) и Г.П. Чухнин (1902-1904 гг.) приложили немало усилий для совершенствования учебно-лабораторной базы (первый) и укрепления дисциплины (второй), но не добились существенных успехов в постановке учебной части. Так, в 1903 г. после долгого обсуждения срок обучения в специальных классах продлили на один год, увеличив количество часов, главным образом, на математику и физику. Превратное понимание требований к офицеру флота вело к полумерам в учебно-воспитательной работе.

Настоящей проверкой качества подготовки выпускников явилась русско-японская война 1904-1905 гг., в которой отдельные успехи флота растворились в огромной массе неудач, обернувшихся Цусимской катастрофой. Офицеры при этом проявили себя хорошими моряками, достаточно грамотными в техническом отношении и готовыми умереть за Родину. Однако в военном отношении все категории офицерского состава, за редкими исключениями, оказались несостоятельными. Военные действия вскрыли неправильное понимание командными кадрами роли и значения флота в войне, характера боевых действий на море и неумение вырабатывать способы ведения боя и применения оружия, соответствующие уровню развития техники. Одной из причин этого явилась слабая постановка военно-морского образования в Морском корпусе.

До 90-х гг. ХІХ в морская тактика в корпусе изучалась только на исторических примерах, а в приложении к действительности сводилась к морским эволюциям - маневрированию. С 1893 г. лейтенант Н.Л. Кладо основал новый курс тактики (издан в 1898 г.), основанный на изучении боевых и технических средств. Однако командование флота и корпуса относилось к нему с известным пренебрежением: тактике не нашлось места даже среди выпускных экзаменов. Ее заслоняла техника. Выдающийся труд С.О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897 г.) не получил официального признания. Аналогичной оказалась судьба и тактических исследований других офицеров.

Изучение в корпусе военно-морской истории не было основано на научных принципах. Исторический опыт не получал должного анализа, а многие факты, в силу сложившихся традиций, получали опасное толкование. Например, изучение Севастопольской эпопеи 1854-1855 гг., освященной подвигами признанных героев П.С. Нахимова, В.А. Корнилова и В.И. Истомина, выработало у многих офицеров убеждение, что высшим проявлением флотской доблести является разоружение флота и борьба с противником на бастионах приморской крепости. Курс военно-морской истории в целом изучался поверхностно, без связи с проблемами современного военно-морского искусства. Это явилось печальным следствием длительного мирного времени. А настоящая война вскрыла и слабое знание развития иностранных флотов, результатом которого стали недооценка, а потом и переоценка противника.

Морской корпус. 1906 г.

С 1906 г. в старейшем военно-морском учебном заведении, переименованном в Морской корпус, провели целый ряд преобразований, большинство которых основывалось на реализации опыта русско-японской войны. Курс трех общих классов (минимальный возраст поступления - 14 лет) довели до объема реальных училищ, а гардемаринов трех специальных классов в служебном отношении приравняли к юнкерам военных училищ. Штат воспитанников увеличили до 750 человек. Несмотря на некоторое изменение правил приема, корпус оставался недоступным для выходцев из ряда сословий. Выпускники корпуса производились в корабельные гардемарины, которые только после годичного плавания и сдачи экзамена получали первый офицерский чин мичмана. С 1907 г. Морская академия окончательно отделилась от корпуса и стала самостоятельным учебным заведением.

Учебные программы были пересмотрены. Главным предметом в специальных классах Морского корпуса стала морская тактика, дополненная основными сведениями по морской стратегии. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства, которая была ориентирована на выработку у выпускников военного мышления, основанного на критической оценке исторического опыта, умения предвидеть пути развития военно-морского дела.

Совершенствовалась и материальная база: артиллерийская батарея получила новые орудия, заново были оборудованы штурманский, минный, электротехнический кабинеты, установлены две радиостанции. Большое значение имело и усиление внимания к физической подготовке, которая стимулировалась соревнованиями. Программа первой спартакиады, проведенной в 1912 г., включала гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание и парусные гонки.

В 1914 г. Морской корпус произвел два досрочных выпуска (259 человек). В 1915—1917 гг. его окончили 500 корабельных гардемаринов.

Качество подготовки офицеров в корпусе в 1907— 1917 гг. следует признать высоким. Многие выпускники во время первой мировой (1914—1917 гг.) и гражданской (1918—1920 гг.) войн проявили себя тактически грамотными и решительными командирами. Тем не менее, корпус не мог решить проблему некомплекта офицеров на флоте: даже ежегодный план выпуска - 200 человек не выполнялся. Попыткой решения этой проблемы стало основание в Петрограде всесословного учебного заведения – Отдельных гардемаринских классов – с программой аналогичной трем гардемаринским классам корпуса и нового Морского корпуса в Севастополе. В последнем предполагалось обучать малолетних кадетов с последующим переводом их в Петроград, где в старых стенах оставить только специальные классы. С основанием севастопольского корпуса, прежний в 1916 г. стал называться «Морское Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича училище». С приходом к власти Временного правительства в марте 1917 г. от этого названия осталось просто Морское училище, которое было решено объединить с отдельными гардемаринскими классами. Последний полноценный выпуски до октября 1917 г. состоялся 27 мая 1917 г.

29 января (11 февраля) 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет о роспуске старого флота и организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Морское училище - так после февральской революции стали называть Морской корпус - перешло в ведение Управления морских учебных заведений. Начальником Управления избрали В.М. Сухомеля - бывшего инспектора классов училища, а комиссаром назначили балтийского матроса-большевика А.В. Баранова.

Состав воспитанников и организация учебно-воспитательного процесса в училище, естественно, не могли удовлетворять новым классовым принципам комплектования Красного Флота. Поэтому в марте 1918 г. по решению комиссии при Управлении морских учебных заведений из училища были уволены все офицеры и преподаватели, а также гардемарины и кадеты. Гардемарины выпускного класса получили на руки дипломы без производства и распределения. Сохранялся под общим руководством начальника училища штат обслуживающего персонала для сбережения здания, материальной части и имущества.

Курсы командного состава флота. 1918 г.

Вскоре стало очевидно, что «новому» флоту тоже не обойтись без командных кадров. В июле 1918 г. с предложением о создании «ускоренных курсов для подготовки лиц командного состава по специальностям» выступил главный комиссар Балтийского флота И.П. Флеровский. В августе 1918 г. В.М. Сухомель и А.В. Баранов представили в Верховную морскую коллегию доклад о создании курсов командного состава флота на 300 слушателей с четырехмесячным сроком обучения.

15 сентября 1918 г. приказом по флоту и морскому ведомству было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота. Комплектование курсов началось на учебном корабле «Петр Великий», а в первых числах октября 1918 г. слушателей перевели в помещение бывшего Морского училища. 10 октября 1918 г. состоялось официальное открытие. Таким образом, старейшее военно-морское учебное заведение страны было воссоздано на новом принципе комплектования. К 1 января 1919 г. в списках курсов числилось 448 слушателей, в основном бывших матросов, которых рассчитывали подготовить к исполнению офицерских обязанностей за 4 месяца.

Курсы состояли из шести отделов: штурманского, артиллерийского, минного, радиотелеграфного, электротехнического и механического. Недостаточный уровень подготовки слушателей потребовал создания общеобразовательных групп, в которых учились 247 человек, а остальные готовились в отделах по специальностям.

Занятия в классах и кабинетах продолжались по 10-14 часов, программы включали общеобразовательные предметы, политическую грамоту, стратегию, тактику, военно- морскую историю, иностранный язык (по выбору) и специальную подготовку. Объем последней за 4 месяца обучения составлял 570 часов (в радиотелеграфном отделе - 960 часов).

Значительную часть преподавательского состава укомплектовали бывшими офицерами - преподавателями Морского корпуса. Среди них выделялись такие мастера своего дела, как М.М. Безпятов, А.П. Белобров, Л.А. Гроссман, Н.А. Сакеллари, Б.П. Хлюстин, В.А. Унковский и др.

Наряду с начальником курсов штатом предусматривался и комиссар. Уже в конце октября 1918 г. на курсах создали партийную организацию из 25 человек. В апреле 1919 г. первым штатным комиссаром назначили военного моряка А.А. Костина, который одновременно стал и начальником курсов, летом 1919 г. начальником курсов был назначен Б.Б. Жерве - опытный моряк и теоретик военно-морского искусства.

В 1919 г. слушателям курсов пришлось неоднократно прерывать учебу. В мае особый отряд моряков, основу которого составил личный состав Курсов командного состава флота, сражался с войсками Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича на Петроградском фронте, в июне слушатели приняли участие в подавлении мятежа на фортах Красная Горка, Серая Лошадь и Обручев.

Опыт работы курсов показал недостаточность 4-месячного срока для подготовки полноценных специалистов, а увеличение его сначала до 6, а затем до 8 месяцев также не обеспечивало решения задачи. Поэтому на основе предложений комиссии под председательством члена Реввоенсовета Республики В.М. Альтфатера было решено превратить краткосрочные курсы в нормальное учебное заведение.

Училище командного состава флота. 1919 г.

30 июня 1919 г. Курсы командного состава флота реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало два отдела: военно-морской и технический. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минеров, а технический - механиков, радиотелеграфистов и электромехаников. Таким образом, в истории училища был впервые реализован принцип подготовки специалистов на первичные командные должности. Штатом предусматривалось обучение 320 слушателей. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов-специалистов, но и гражданскую молодежь - молодых людей, окончивших школы. В 1919 г. на первый специальный и подготовительный курсы приняли 191 человека. В сентябре для набора 1918 г. впервые провели переводные экзамены.

В октябре 1919 г. отряд слушателей училища вновь выступил на фронт, где отличился в ожесточенном 7-часовом бою у деревни Разбегай. За проявленный отрядом героизм Петроградский Совет вручил училищу Красное знамя (знамя хранится в музее училища) и наградил многих его бойцов именными часами.

Для учебной практики 1920 г. слушатели своими руками частично восстановили канонерскую лодку «Хивинец». Первая практика прошла на якоре на Петергофском рейде.

8 июля 1920 г. было утверждено Положение о приеме в Училище командного состава флота, установившее возраст поступающих: для гражданской молодежи 18 лет и для военных моряков 26 лет. Для поступления требовались образование в объеме средних учебных заведений и сдача проверочных экзаменов. Примечательно, что зачисленные в училище давали подписку за каждый учебный год прослужить во флоте полтора года. Срок обучения стал четырехлетним. в феврале 1921 г. в училище издали первый новый учебник «Теория стрельбы», написанный преподавателем В.А. Унковским. С декабря 1921 г. в программу училища включили курсы политграмоты и обществоведения, а с января 1922 г. начала работать школа политического минимума, посещение которой являлось обязательным.

23 декабря 1921 г. собранием комсомольцев 4-й роты было положено начало ячейке Российского Коммунистического Союза Молодежи. Этот день принято считать Днем рождения комсомольской организации училища.

18 июня 1922 г. состоялся первый выпуск красных командиров флота. Училище окончили 82 человека: 7 штурманов, 21 артиллерист, 12 минеров, 21 инженер-механик, 13 инженеров-электриков по радиотехнической части.

В этом же году подготовка по специальностям «инженер - механик» и «инженер - электрик», а также соответствующая часть слушателей и преподавателей были переведены в создаваемое Военно-морское инженерное училище. Оно явилось преемником прежнего Морского инженерного училища.

Военно-морское училище. 1922 г.

10 октября 1922 г. Училище командного состава флота было преобразовано в Военно-морское училище. Целевая установка предусматривала подготовку командира-единоначальника для военно-морской службы без прежнего разделения по специальностям (строевого командира). На кораблях выпускники могли назначаться на должности помощников вахтенного начальника на корабли 2 и 3 рангов, плутонговых командиров артиллерии или торпедного оружия, ротного командира на корабле, командира взвода корабельного десанта или штурмана. Полученные знания и навыки должны были обеспечить продвижение службе до командира корабля 2 ранга включительно. В дальнейшем командир мог совершенствовать подготовку на специальных курсах усовершенствования командного состава и в Военно-морской академии.

Такая целевая установка соответствовала требованиям корабельной службы 20-х гг., установленным Корабельным уставом. Строевых командиров широкого профиля училище выпускало с 1924 по 1930 г. включительно. Кроме того, в 1926—1927 гг. было выпущено 32 командира-гидрографа, завершивших свое образование после ликвидации Военно- морского гидрографического училища, а в 1929 г. — 48 политработников различного профиля.

В 1922 г. состоялось первое полноценное плавание на боевых кораблях, с 1923 г. для практики были отведены восстановленные в составе флота учебные корабли - «Комсомолец» (бывший «Океан») и крейсер «Аврора». В 1924 г. «Аврора» и «Комсомолец» со слушателями на борту совершили первый дальний заграничный поход по маршруту Кронштадт - Берген (Норвегия) - Мурманск - Архангельск – Тронхейм- Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток (корабли прошли 5700 миль).

Учебный план 1923 г., в отличие от предыдущих, рассчитывался не на один учебный год, а на весь полный цикл обучения. Характерным для этого периода было проведение физической и строевой подготовки, изучение уставов, стрелкового оружия, полевой тактики вне сетки расписания, т. е. после классных занятий. По результатам выпускных экзаменов окончившие училище подразделялись на 3 разряда, которые характеризовали качество их подготовки.

В ноябре 1925 г. при училище были сформированы так называемые параллельные классы комсостава флота. Курс параллельных классов предусматривал подготовку в объеме программы Военно-морского училища командиров в возрасте до 35 лет, выдвинутых на руководящие посты в годы Советской власти, но не получивших ранее законченного образования. Слушателями параллельных классов становились преимущественно политработники. В 1928- 1937 гг. было произведено 9 выпусков параллельных классов.

Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. 1926 г.

7 января 1926 г. по ходатайству личного состава Военно- морского училища ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. М. В. Фрунзе (1885-1925) - профессиональный революционера, военачальника периода Гражданской войны, а в 1924-1925 гг. Народного комиссара по военным и морским делам – руководителя военной реформы в СССР.

В 1926 г. для слушателей училища было официально введено воинское звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов и 75 слушателей параллельных классов. Программа обучения рассчитывалась на 4 специальных курса. Окончившим старший специальный курс училища присваивалось звание «корабельный курсант». Корабельные курсанты проходили практику на линейных кораблях и крейсерах, дублируя средний командный состав. После экзамена в конце летней кампании на флоте выпускники получали звание «командир РККФ» должностной категории К-3 или К-4.

В 1920-1930 гг. училище возглавляли бывшие офицеры российского флота, окончившие Морской корпус, Н. И. Паттон, В. П. Римский-Корсаков, Е. Ф. Винтер, Н. А. Бологов, Ю. Ф. Ралль. Они внесли большой вклад в организацию учебно-воспитательного процесса, опираясь на опытных преподавателей. Положительное воздействие на подготовку командиров нового флота в 1920-е гг. оказывало гласное обсуждение кадровых проблем на страницах флотской печати - в журналах «Красный флот» и «Морской сборник». Именно в это время были изданы серьезные теоретические работы по истории военно-морского искусства, по тактике, о перспективах развития флота; среди авторов выделялись Б. Б. Жерве и М. А. Петров. Курсанты являлись свидетелями и участниками дискуссий о путях дальнейшего строительства Красного Флота.

Всего в 1922-1930 гг. училище выпустило 822 командира РККФ (кроме слушателей параллельных классов). Многие из них хорошо проявили себя в освоении новой техники 30-х гг., командовали флотами и соединениями в Великой Отечественной войне.

Однако на качестве подготовки командиров в 20-х гг. сказались объективные и субъективные трудности. Важнейшей из них был низкий общеобразовательный уровень подготовки абитуриентов. Для его повышения действовали подготовительные курсы, а одно время - и специальное Военно-морское подготовительное училище. Не все преподаватели смогли полноценно работать в новых условиях: например, некоторые проявляли низкую требовательность - не ставили неудовлетворительных оценок. Существовали и недостатки в материальном обеспечении: так, при обучении будущих командиров использовались образцы техники и оружия времен первой мировой войны. Это было вызвано общим уровнем состояния техники Красного Флота в трудные годы восстановительного периода.

К субъективным факторам, снижавшим качество подготовки, необходимо отнести частую смену учебных планов и программ, организационную лихорадку: кратковременное существование различных учебных заведений, например Во- енно-морских гидрографического и политического училищ Немногим из принятых в эти училища довелось их окончить по нормальным программам.

Наконец, не всегда удачными следует признать попытки «коренного улучшения» учебного процесса путем внедрения сомнительных, «новых» методов обучения. К таковым относился внедренный в 1924-1925 гг. лабораторный план и метод обучения. Он предусматривал выделение максимального времени на самостоятельные занятия по учебникам и образцам техники под руководством преподавателя и инструкторов. Лекции читались после классных занятий, и посещение их не было обязательным. Узкий практицизм метода позволял добиться улучшения успеваемости в изучении некоторых конкретных вопросов, особенно учитывая низкий общеобразовательный уровень обучаемых. Однако в целом он снижал уровень высшего специального образования, не позволяя преподавателям активно воздействовать на формирование столь важных его элементов, как широкий научный кругозор и умение творчески подходить к постановке и решению сложных проблем развития военно-морского дела.

Характерным «новшеством» был и так называемый бригадный метод обучения, при котором за знания всей группы по предмету отчитывался один бригадир.

В дальнейшем эти методы были исключены, как не выдержавшие проверку временем. Несомненной заслугой командования в 20-е гг. являлось - создание продуманной «крепкой организации» и «правильно поставленной дисциплины», отмеченных Наркомвоенмором К.Е. Ворошиловым при проверке училища в марте 1929 г. В 1930 г. курсанты училища впервые приняли участие в первомайском военном параде на Красной площади в Москве.

В годы первой пятилетки 1928/29—1932/33 гг. в СССР в крупных масштабах развернулось строительство флота. При этом главными направлениями стало создание многочисленных подводных сил, морской авиации и легких надводных сил - торпедных катеров, сторожевых кораблей и отчасти эскадренных миноносцев. Развитие техники и оружия вызвало давно назревшие изменения корабельной организации.

Новая корабельная организация была введена Корабельным уставом Военно-Морских Сил РККА 1932 г. (КУ-32). Согласно КУ-32 весь личный состав в соответствии со специальностью и заведованием входил в состав секторов (наблюдения и связи, штурманского, артиллерийского, минного, электромеханического и авиационного и команд (химической, хозяйственной, санитарной, боцманской, музыкантской и писарей). Возглавлявшие сектора командиры соответствующих боевых частей и начальники служб, в ведении которых находились три команды, объединили строевое и специальное руководство. Архаичные должности вахтенных начальников и ротных командиров не предусматривались. Первичными должностями на больших кораблях стали должности командиров групп соответствующих секторов, на малых кораблях- должности командиров боевых частей.

В начале 1931 г. в училище была введена раздельная подготовка по трем специальностям - штурманской, артиллерийской и минно-торпедной. Летом того же года в развитие требования Реввоенсовета СССР об улучшении качества подготовки подводников решили ввести раздельную специализацию по надводному и подводному профилям.

В 1932 г. в училище ввели принципиально новую организацию. В ее основу положили подразделение на 4 сектора: надводный, подводный, авиационный и гидрографический. Каждый сектор возглавлялся начальником и комиссаром. Надводный сектор включал 3 дивизиона — штурманский, артиллерийский и минно-торпедный, подводный сектор состоял из штурманского и минно-торпедного дивизионов. Авиационный сектор готовил летчиков-наблюдателей для морской авиации.

Набор в училище в начале 30-х гг. был значительно увеличен. Общий прогресс образования в стране позволил набирать на первый курс лиц, окончивших средние школы. Практиковались также специальные наборы коммунистов из институтов и университетов. Это позволило установить трехлетний срок обучения. Первокурсники получали одинаковую подготовку по общеобразовательным и военно-морским дисциплинам. Первый и сохранившийся пока подготовительный курсы объединялись в отдельный батальон, одной из важных задач которого являлась общевоинская подготовка курсантов. Вскоре первый курс был распределен по секторам, где и была сосредоточена вся трехлетняя специализированная подготовка по соответствующим профилям. Курсанты выпускного курса подводного сектора проходили практику на подводных лодках. Курсанты всех секторов во время практики изучали тактику и оружие морской авиации.

Для управления учебно-воспитательным процессом создали штаб училища, состоявший из отделов: учебно-планового, программно-методического, учебно-технического и строевого. Служба снабжения, санитарная служба и финансовая часть пользовались организационной самостоятельностью.

Выпускные экзамены в надводном и подводном секторах включали тактику Военно-Морского Флота, навигацию, астрономию, метеорологию и экономическую политику. Выпускники-гидрографы сдавали также топографию, геодезию, гидрографию и ограждение морей.

В 1934 г. для достижения единства взглядов и методов преподавания из преподавателей одинаковых или родственных дисциплин стали создаваться так называемые циклы. Первоначально их было восемь: социально-экономических дисциплин, военно-морской, оружия, (вскоре разделен на артиллерийский и минно-торпедного оружия), кораблевождения, технический, математический, авиационный и иностранных языков. Во главе циклов поставили старших преподавателей, среди которых были такие мастера своего дела, как П.Д. Кузьмин, Е.В. Ляпидевский, Е.И. Уманский, П.Д. Быков, Б.П. Хлюстин, А.П. Белобров, К.А. Кириллов.

22 сентября 1935 г. в СССР были введены персональные воинские звания для лиц начальствующего состава РККА и РККФ. В июне 1936 г. в училище состоялся первый выпуск лейтенантов. Из 545 выпускников 206 человек окончили училище по первому разряду, в том числе 36 — на «отлично».

13 октября 1936 г. за героическое прошлое и большие заслуги в деле подготовки кадров училище было награждено Почетным революционным Красным знаменем ЦИК Союза ССР и получило наименование Краснознаменного.

С 1936 г. в училище был проведен ряд важных организационных изменений в развитие постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О работе высших учебных заведений» (от 23 июля 1936 г.). Срок обучения увеличился до 4 лет, при этом обучение на первых двух курсах велось по единому плану и одинаковым программам. Специализация сохранялась только по профессиональному признаку: вместо прежних секторов и отделов сформировали четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический. Авиационный сектор был закрыт, его переменный и постоянный состав перевели в Школу морских летчиков-наблюдателей в г. Ейске.

В учебном процессе основой обучения стали лекции, дополнявшиеся практическими занятиями и корабельной практикой.

В 1931-1938 гг. училище произвело 7 выпусков корабельных командиров-специалистов (кроме слушателей параллельных классов), в каждом от 114 до 603 человек (максимум — в 1937 г.), а всего - 2115 человек. В 1932 г. выпустили 41 командира береговой обороны, а в 1934 и 1935 гг. — 87 командиров морской авиации. Профиль и общее направление подготовки командиров соответствовали потребностям Военно-Морского Флота. В укрепление организации и дисциплины определенный вклад внесли командир РККФ А.Н. Татаринов и комдив Г.А. Буриченков, возглавлявшие училище соответственно в 1930-1934 и 1934—1939 гг. Однако они не имели специального военно-морского образования и достаточного опыта корабельной службы, без которых трудно было охватить сложную проблему подготовки флотских кадров.

С 1938 г. в СССР началось строительство океанского флота, состоящего из боевых кораблей всех классов, многочисленной морской авиации и береговой обороны. Организационная самостоятельность флота, значение которого в системе Вооруженных Сил должно было резко возрасти, закреплялась созданием Наркомата ВМФ и Главного Морского Штаба. Перспективы пополнения корабельным составом требовали расширения системы подготовки командных кадров. В 1937-1939 гг. создаются военно-морские училища в Севастополе, Владивостоке и Баку. Базой для их формирования отчасти послужило ВМУ имени М.В. Фрунзе: на новые места учебы и службы убыли многие курсанты, преподаватели и командиры, в том числе и комдив Г.А. Буриченков, назначенный начальником Каспийского военно-морского училища.

Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе. 1939 г.

Постановлением Совнаркома СССР № 683 от 19 мая 1939 г. ВМУ имени М.В. Фрунзе было отнесено к разряду высших учебных заведений первой категории. 10 июня 1939 г. за заслуги в годы гражданской войны и успехи в подготовке командных кадров РКВМФ Указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Ленина. Многие заслуженные командиры и преподаватели училища были удостоены высоких правительственных наград.

В 1937-1939 гг. училище, как и Военно-Морской Флот в целом, испытало тяжелые последствия нарушений в кадровой политике, вызванные необоснованными репрессиями. Эти последствия выразились не только в ослаблении командного состава, но и в недостаточно продуманных изменениях системы подготовки командиров. Причина последних заключалась в отсутствии стабильности и компетентности руководства флотом.

Именно в 1937—1939 гг. специализацию в училище заменили единым общекомандным профилем. Вместо отделов были созданы роты, каждая состояла из 4 классов. Согласно разработанному к февралю 1938 г. проекту Положения о военно-морском училище основным назначением училища было воспитание высокодисциплинированных командиров Военно- Морского Флота, всесторонне подготовленных для выполнения обязанностей вахтенного командира на больших кораблях и командира боевой части на малых кораблях. С 1939 г. училище выпускало так называемых строевых командиров, хотя новый Корабельный устав РКВМФ, утвержденный 16 октября 1939 г. подтверждал распределение боевых функций на корабле между боевыми частями, объединявшими личный состав по соответствующим специальностям.

В 1939, г. без достаточных оснований было расформировано ВМУ связи имени Г.К. Орджоникидзе, а на его базе создано одноименное Военно-морское гидрографическое училище. Курсанты и частично преподаватели-связисты были переведены в ВВМУ имени М.В. Фрунзе, а гидрографический отдел последнего- в новое училище.

Организационная лихорадка в сочетании с пренебрежением к специализации совпали с началом массового вступления в строй новых легких крейсеров, лидеров, эсминцев и подводных лодок. Среди многих важных причин высокой аварийности и медленного освоения новой техники в 1939 - 1941 гг. была и недостаточная специальная подготовка выпускников училищ. Увеличение объемов курсов общеобразовательных наук, которые стали изучать по программам высших технических учебных заведений, не обеспечивалось должными связями со специальными военно-морскими дисциплинами. На качестве тактической подготовки и формировании необходимого молодому командиру творческого мышления отрицательно сказались забвение и изъятие многих военно-исторических и военно-теоретических трудов, авторы которых подверглись репрессиям.

К положительным мероприятиям предвоенных лет надо отнести преобразование циклов в кафедры (1938 г.) и расформирование штаба училища, функции которого распределялись между двумя отделами — учебным и строевым. Кабинеты кафедр накануне войны получили новые образцы техники и оружия: 100-мм и 130-мм артиллерийские установки, торпеды 53-38, приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой, отечественные гирокомпасы и эхолоты.

Согласно штату, утвержденному 5 марта 1940 г., в училище насчитывалось 435 военнослужащих постоянного, 2000-переменного состава и 500 человек вольнонаемных. В числе первых было 280 старших и средних командиров (офицеров), 99 младших командиров и 55 краснофлотцев. Переменный состав включал 1850 курсантов и 150 слушателей параллельных классов. Преподавателей объединяли 20 кафедр и одна отдельная дисциплина. На всех кафедрах, укомплектованных военнослужащими кроме преподавателей предусматривались адъюнкты.

На 1 апреля 1940 г. из 1823 человек переменного состава 274 были членами и кандидатами в члены ВКП(б), 1521 - комсомольцами и только 28 (1,5%) — беспартийными.

В 1939 г. ВВМУ имени М.В. Фрунзе окончили 625 лейтенантов, в 1940 г. - 404.

Авторитет ВВМУ имени М.В. Фрунзе в стране был очень высок. В 1940 г. на 300 вакантных мест поступило 3900 заявлений от желающих поступить в училище.

Большой конкурс при поступлении стал традицией, сохранявшейся до начала 1990-х гг. В то же время училище и в советский период долго не могло стать подлинно «всесословным» учебным заведением, доступным для всех граждан СССР. В 1920-е гг. прежнюю дворянскую замкнутость сменила другая крайность – стремление принимать только представителей рабочего класса и крестьянства. Именно в межвоенные годы произошло определенное нарушение преемственности традиций. В частности были сняты мраморные доски с именами первых в выпуске, георгиевских кавалеров и выпускников, погибших в сражениях и при выполнении служебных обязанностей. Большинство реликвий корпуса, в том числе трофейные флаги были сданы в Военно-морской музей. Тем не менее, в 1941 г. незадолго до начала войны училище торжественно отметило 240 летний юбилей.

Формально «сословные» ограничения при поступлении были сняты в 1939 г. в связи с принятием Закона о всеобщей воинской обязанности в СССР. Правда на практике это часто оборачивалось всевозможными нормами на прием рабочих, крестьян, военнослужащих срочной службы, выходцев из национальных республик и т. д.

Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и первые послевоенные годы.

Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. совпало в училище с периодом летней практики курсантов в отряде учебных кораблей и стажировки выпускников на боевых кораблях. Далеко не все корабельные курсанты успели вернуться к первому военному (досрочному) выпуску, состоявшемуся 25 июня 1941 г. В этот день лейтенантами стали 198 фрунзенцев. Следующий досрочный выпуск - 31 октября 1941 г. - пополнил флот 283 лейтенантами общего отдела, 173 лейтенантами-гидрографами и 55 слушателями параллельных классов. Обстановка на фронтах заставила направить большинство выпускников в сухопутные войска.

Курсанты-стажеры училища уже 24 июня 1941 г. вступили в бой с противником, штурмовавшим Либавскую военно-морскую базу. Курсанты 2-го и 1-го курсов в июле-августе 1941 г., составив отряд особого назначения в 1-й отдельной бригаде морской пехоты, приняли участие в боях на суше на территории Эстонской ССР. 3-й, а позднее 1-й курс училища сформировали в батальон в составе отдельной курсантской бригады военно-морских учебных заведений. Командиром бригады был назначен начальник ВВМУ имени М. В. Фрунзе контр-адмирал С. С. Рамишвили. Многие курсанты геройски погибли в боях на сухопутном фронте.

В конце июля 1941 г. в Наркомате ВМФ приняли решение о переводе училища из Ленинграда в Астрахань. Размещением училища на базе Астраханского института рыбной промышленности руководил его новый начальник капитан 1 ранга Б.М. Жуков. Значительная часть курсантов осталась в Ленинграде и приняла участие в обороне города. Эвакуация их проходила в сложных условиях блокадной зимы и завершилась только 10 января 1942 г.

С началом войны ВВМУ имени М.В. Фрунзе перешло на заблаговременно составленный специальный учебный план военного времени. В военное время все предметы изучались по сокращенным программам, за исключением тактики ВМФ и истории военно-морского искусства. В программах этих двух дисциплин особое значение приобрело изучение и освоение опыта Второй мировой и Великой Отечественной войн.

В первом периоде войны большие потери наших сухопутных войск в сочетании с неблагоприятным для нас исходом сражений осенью 1941 г. и весной-летом 1942 г. потребовали изменений учебного плана. Иногда нормальные занятия прекращались, а курсанты изучали и на практике осваивали стрелковое оружие и тактику полевого боя.

Досрочные выпуски в 1942 г. главным образом пополняли сухопутные войска, в которые направлялись также и курсанты. не окончившие обучение. Многие питомцы училища, с честью сражались в Сталинградской битве.

Приближение противника к Волге вызвало необходимость перевода училища из Астрахани. В период с 14 по 21 августа 1942 г. на учебных кораблях Каспийской военной флотилии «Правда» и «Шаумян» основной состав ВВМУ имени и М.В. Фрунзе был передислоцирован в Баку и размещался на базе Каспийского ВВМУ. Последнее было расформировано, а часть его личного состава так же, как и некоторые курсанты других военно-морских училищ, были объединены в ВВМУ имени М. В. Фрунзе. Начальником его был назначен отличившийся на сухопутных фронтах капитан 1 ранга К.Д. Сухиашвили.

После разгрома противника в Сталинградской битве училище вновь было ориентировано на подготовку офицеров корабельной службы. Выпускникам 1943 г. впервые были вручены погоны нового образца, установленного в Советских Вооруженных Силах. Характерно, что в годы войны учебная практика проводилась на кораблях действующих флотов. Многие курсанты во время практики участвовали в боях с противником. Преподавательский состав училища пополнился офицерами - участниками войны, имевшими боевой опыт. Их сочетание с сохранившимися старыми преподавательскими кадрами, также стажировавшимися на действующих флотах, обеспечивало правильную ориентацию учебно-воспитательного процесса.

Согласно Положению о военно-морских училищах (1943 г.) училище имело следующую организацию. Начальнику училища непосредственно подчинялись его заместители по учебно-строевой и политической (он же начальник политического - отдела) частям, 4 начальника курсов. Начальник училища являлся председателем Ученого совета училища и постоянным членом Морского учебного Комитета Наркомата ВМФ. Заместитель начальника училища по учебно-строевой части руководил через соответствующих начальников кафедрами, учебным и строевым отделами, научно-исследовательским отделением, фундаментальной библиотекой и отрядом учебных катеров. Начальнику курса подчинялись командиры рот, которые несли ответственность за политико-моральное состояние, воинскую дисциплину, военно-политическое воспитание, учебу, а также за строевую, стрелковую и физическую подготовку курсантов роты. Командир роты одновременно являлся и преподавателем одной из кафедр (с сокращенной учебной нагрузкой), для непосредственного руководства строевой, стрелковой и физической подготовкой курсантов назначался помощник командира роты по учебно-строевой части. Для преподавателей и учебно-вспомогательного персонала были установлены должности: начальник кафедры, старший преподаватель, младший преподаватель, адъюнкт, начальник лаборатории (кабинета), старший лаборант и лаборант.

Последний выпуск военного времени состоялся 7 мая 1944 г., училище окончили 153 человека.

Летом 1944 г. после снятия блокады Ленинграда ВВМУ имени М.В. Фрунзе в соответствии с решением Наркома ВМФ вернулось в родные стены на Васильевском острове. В Ленинграде училище возглавил контр-адмирал В.Ю. Рыбалтовский.

Вклад выпускников училища в достижение победы над врагом получил высокую оценку Советского правительства. ВВМУ имени М.В. Фрунзе удостоилось чести участвовать в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.

В годы Великой Отечественной войны 52 питомца училища были удостоены звания Героя Советского Союза; 750 человек стали кавалерами орденов Ушакова и Нахимова; 3 выпускника навечно зачислены в списки личного состава подводных лодок, именами многих названы корабли, поселки, заводы, школы и улицы.

Выполнение послевоенной кораблестроительной программы, развитие техники и оружия флота потребовало расширения системы подготовки офицерских кадров и совершенствования учебно-воспитательного процесса. В первые послевоенные годы придерживались двух основных направлений подготовки офицеров флота - командного и инженерного, Так, учебный план 1946 г. основного курса ВВМУ имени М.В. Фрунзе предусматривал 4-летнее обучение курсантов по профилю «офицер корабельной службы» без разделения по специальностям. В то же время гидрографический отдел преобразовали в факультет для подготовки инженеров-гидрографов, а осенью 1948 г. открыли также инженерный минно-торпедный факультет, выпускавший инженеров для обслуживания корабельного оружия. Срок обучения инженеров составил 5 лет 6 месяцев.

На основном курсе для повышения уровня специальной подготовки читались расширенные курсы радиотехники, радиолокации, гидроакустики. Опыт войны вызвал увеличение курсов тактики ВМФ, истории военно-морского искусства и военно-морской географии.

В 1948 г. курсанты училища во время учебной практики совершили первый после войны дальний штурманский поход. Учебные корабли «Неман» и «Ангара» прошли по маршруту Таллин - Мурманск - Новая Земля - Новая Земля - Архангельск - Ленинград. С тех пор дальние штурманские походы, в том числе и с заходами в порты иностранных государств, стали традиционными.

Высшее военно-морское Краснознаменное орденов Ленина и Ушакова училище имени М.В. Фрунзе. 1951 г.

29 января 1951 г. за успешную подготовку кадров для Военно-Морского Флота в связи с 250-летием со дня основания Указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Ушакова I степени.

Внедрение новой техники сопровождалось созданием в училище учебных кабинетов и тренажеров для практической подготовки будущих офицеров. В новых условиях требовался рост не только педагогического мастерства, но и научного уровня преподавателей. В числе первых преподавателей училища, защитивших кандидатские диссертации, были Е.П. Глебов, И.А. Козлов, А.В. Лаврентьев, В.Ф. Паластров, В.В. Правдюк, Р.А. Скубко, В.С. Шломин и др.

В 1955 г. совету училища предоставили право принимать к защите диссертационные работы по профилирующим кафедрам училища. Позднее в ВВМУ имени М.В. Фрунзе были созданы специализированные советы по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук. По количеству преподавателей с учеными степенями и званиями училище традиционно занимало одно из первых мест в системе военно- морских учебных заведений и через адъюнктуру готовило педагогические кадры высшей квалификации для училищ.

В 1949 г. при ведущих кафедрах училища образовались научные кружки, а в 1950 г. организационно оформилось военно-научное общество курсантов. С тех пор курсантами при различных кафедрах под руководством опытных преподавателей выполнены сотни научных работ, многие из которых нашли практическое применение в ВМФ.

В 1947-1959 гг. ВВМУ имени М.В. Фрунзе возглавляли опытные моряки - участники Великой Отечественной войны контр-адмиралы К.М. Кузнецов, А.Г. Ванифатьев, Г.А. Коновалов и вице-адмирал В.Л. Богденко.

В 1959-1962 гг. в училище был осуществлен переход на новый, командно-инженерный профиль подготовки офицерских кадров, необходимость которого была очевидна еще в довоенные годы. В организацию училища внедрили факультетскую систему, которая позволила готовить офицеров по специальностям, соответствующим организации и потребностям корабельной службы. Срок обучения увеличили до 5 лет, при этом значительно выросли объемы курсов высшей математики, физики и других общеобразовательных дисциплин, являющихся основой специальной военно-морской подготовки.

В 1959 г. в связи с сокращением флота количество курсантов уменьшилось до 640 человек, но в последующие годы вновь возросло, к началу 1990-х гг. достигнув 1000.

Летом 1962 г. состоялся первый выпуск офицеров-специалистов командно-инженерного профиля. Впервые вместо сдачи 6 государственных экзаменов выпускники защищали дипломные проекты по специальностям.

Большая заслуга в становлении нового профиля обучения принадлежало начальнику училища в 1959—1967 гг. вице-адмиралу А.Г. Ванифатьеву, начальнику политического отдела контр-адмиралу Н.В. Винокурову и заместителю начальника училища по учебной и научной работе контр-адмиралу Г.Ф. Макаренкову. 26 октября 1967 г. за заслуги в деле защиты Советской Родины и достигнутые высокие результаты в боевой и политической подготовке в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции ВВМУ имени М.В. Фрунзе было награждено Памятным знаменем ЦК КПСС Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, которое было оставлено на вечное хранение как символ воинской доблести.

Офицеров в эти годы готовили факультет : штурманский (с 1952 г.), штурманско-гидрографический (1960-1969 гг.), гидрографический (до 1954 г. и с 1969 г., артиллерийский (1952-1970), факультет вооружения (с 1952 г. – минно-торпедный, с 1960 г. – противолодочного вооружения)

В 1959-1971 гг. в училище, наряду с факультетами командно-инженерного профиля, работал политический факультет, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. С 1969 г. на его базе было создано Киевское высшее военно- морское политическое училище.

В 1967-1974 гг. училище возглавлял вице-адмирал В.А. Хренов, в 1974-1978 гг. - вице-адмирал В.В. Платонов, в 1979-1988 гг. - вице-адмирал Н.К. Федоров, в1988- 1993 г. на эту должность назначен контр-адмирал А.С. Ковальчук.

До 1917 года праздник Морского корпуса (Морского училища) ежегодно отмечался 6 ноября в день Св. Павла Исповедника, в честь которого был освящен корпусной храм.

В советское время годовой праздник училища, соответствующий дате его основания - 14 (25) января 1701 г., был установлен приказом Наркома ВМФ N 317 от 22 июня 1940 г.

Профессор, кандидат исторических наук, капитан 1 ранга В.Ю. Грибовский , выпускник 1973 года