Лебедев Алексей Алексеевич

Лебедев Алексей Алексеевич

Лебедев Алексей Алексеевич (1912-1941) - выпускник Высшего военно-морского ордена Ленина Краснознаменного училища имени М.В. Фрунзе (1940), лейтенант (1940),  член Союза писателей СССР (1939).
Родился 1 августа 1912 г. в г. Суздале в семье служащего. Отец будущего поэта был юристом, мать-учительницей. Дед по материнской линии - священник суздальского храма Николая Чудотворца.
Школьные годы начались в Костроме. В 1927 г. семья Лебедевых переехала в Иваново-Вознесенск. Закончив в 1928 г. 9 классов школы N 27, недолго поработав подручным слесаря-водопроводчика Алексей уехал на север, воплотив в жизнь мечту - стать моряком: сначала - юнга, а потом матрос на судах "Севрыбтреста" и торгового флота. Вернувшись через три года в Иваново-Вознесенск Алексей поступил на строительное отделение индустриального техникума.
В 1933 г. был призван в армию и направлен на Балтийский флот. Начал службу в Кронштадте, был зачислен в школу радистов, затем был направлен в Ораниенбаум в радиоотряд. В 1935 г. остался на сверхсрочную. В 1936 г. поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В 1937 г. был арестован отец. Алексей Лебедев подал рапорт и ждал исключения из училища. Но начальник училища сказал: «Продолжайте и дальше учиться так же, как учились…». Во время советско-финской войны курсант Лебедев добровольно участвовал в боях на эскадренном миноносце «Ленин» в должности штурмана-стажёра. Окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в 1940 г.
Начал писать стихи ещё в школьные годы. Первые публикации — во флотской газете «Красный Балтийский флот». В 1936-1940 гг. во время учебы в Высшем военно-морском училище им.Фрунзе посещал занятия в Объединении молодых поэтов при Ленинградском отделении Союза писателей (далее – Объединение). Руководил Объединением поэт и переводчик китайской и корейской поэзии Александр Гитович. Вместе с Алексеем Лебедевым занимались Вадим Шефнер, Александр Чивилихин, Венедикт Лившиц.  В 1939 г. была издана его первая книга «Кронштадт». Книга имела такой большой успех, что послужила основанием для приема молодого поэта в члены Союза писателей СССР. А такое случалось совсем не часто. В 1940 г. вышла вторая книга поэта — «Лирика моря». Увлекался творчеством Джека Лондона.
Окончив училище, штурман подводного плавания Алексей Лебедев был зачислен в бригаду подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Служа на подводной лодке "Ленинец-2", он и здесь не расстается со своей записной книжкой. С самого начала Великой Отечественной войны военный моряк и поэт Алексей Лебедев участвует в боевых действиях. Когда ему предложили штабную работу он ответил: "Нет. Я штурман. Это главное дело моей жизни. Когда перестану быть моряком, я и стихов не буду писать…". Все стихи о море пронизаны мужеством, высоким чувством патриотизма. Почти как клятва звучат стихи: "Хочу свою жизнь устроить суровым морским порядком, чтоб мужество высшей пробы могло через край плеснуть".
29 октября 1941 г. из блокированного Ленинграда в письме матери Лебедев пишет: "Дорогая и милая моя мама! Когда ты получишь это письмо, я буду далеко в море… Не закрываю глаза на то, что поход будет серьезный и не лишен опасностей… И теперь вот, накануне самого серьезного из походов, сделанных мною, я не раскаиваюсь в том, что выбрал себе военно-морскую профессию, она отвечала моему характеру. Твердо верю, что мы победим".
В этом походе лодке Л-2 (командир капитан-лейтенант Чебанов А.П.) предстояло занять позицию в районе Данцигской бухты. Там она должна была произвести постановку мин и начать активные боевые действия против фашистских кораблей. Из Кронштадта лодку должен был сопровождать конвой, предназначенный для эвакуации героического гарнизона полуострова Ханко. 12 ноября 1941 г. подводная лодка Л-2 вышла из Кронштадта. 14 ноября при форсировании минного заграждения противника лодка дважды подорвалась на мине и через час после второго взрыва затонула. Из всего экипажа спаслись только три человека. В числе спасенных Алексея Лебедева не было. Алексей Алексеевич Лебедев погиб в 29 лет.

ТЕБЕ (ПРОЩАНИЕ)

Мы попрощаемся в Кронштадте,
У зыбких сходен, а потом –
Рванется к рейду легкий катер
Раскалывая рябь винтом.

Вот облаков косою тенью
Луна подернулась слегка,
И затерялась в отдаленье
Твоя простертая рука.

Опять над морем виться флагу
И снова и суров и скуп -
Балтийский ветер студит влагу
Твоих похолодевших губ.

Уходят врозь пути кривые,
Мы говорим "прощай" стране;
В комп?сы смотрят рулевые,
И ты горюешь обо мне.

… Но если пенные объятья
Нас захлестнут в урочный час,
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку о нас, -

Не плачь, мы жили жизнью смелой,
Умели храбро умирать.
Ты на штабной бумаге белой
Об этом сможешь прочитать.

Переживи душевный холод,
Полгода замуж не спеши,
А я останусь вечно молод,
Там, в тайниках твоей души.

И если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога – море,
Моя могила и купель.

1941

В Иванове, Суздале и Кронштадте именем Алексея Лебедева названы улицы. В Иванове в Литературном сквере установлен бюст Лебедева и мемориальные доски - на здании школы N27 и инженерно-строительной академии (бывший индустриальный техникум). Мемориальная доска на доме, где жил поэт, установлена в Суздале. В августе 2008 г. в Суздале открыт памятник Алексею Лебедеву.В 2017 г. мемориальная доска появилась и на школе N29 в Костроме, где учился Алексей Лебедев.
В 1989 г.  в состав ВМФ вошел базовый тральщик 3 ранга проекта 12650 ”Алексей Лебедев”  Дважды Краснознаменного Балтийского флота.

https://journal.morpolit.ru/lebedev-aleksej-alekseevich-poet-marinist-shturman-podvodnoj-lodki-l-2-geroicheski-pogib-v-vodax-baltiki/
https://rg.ru/2021/01/28/v-oficerskoj-kartochke-alekseia-lebedeva-v-grafe-gde-pohoronen-napisano-predan-moriu.html?ysclid=lx52so1gbo752086983
https://ivgoradm.ru/pobeda70/streets/lebedev.htm
https://spbarchives.ru/cgakffd_publications/-/asset_publisher/ZD9VQRjmS67X/content/ego-nazyvali-pevcom-mora-/maximized?ysclid=lx53530jas955930841

Фотографии

Комментарии к карточке выпускника

Владимир Карманов
Компа́сный зал

В дубовом паркете картушка компа́са, —
Столетье, как выложил мастер ее.
Над нею звезда полуночного часа,
Касается румбов лучей острие.

В скрещении гулких пустых коридоров
Стою и гляжу напряженно вперед,
И ветер холодных балтийских просторов
В старинные стекла порывисто бьет.

…Стоят по углам, холодея как льдины
(Мундиров давно потускнело шитье),
Великовозрастные гардемарины,
За пьянство поставленные под ружье.

Из дедовских вотчин, из всех захолустий,
Куда не доходят морские ветра,
Барчат загребли и теперь не отпустят
Железная воля и руки Петра.

Сюда в Петербург, в мореходную школу,
И дальше на Лондон или Амстердам,
Где пестрые флаги трепещут над молом,
Где в гаванях тесно груженым судам.

И тот, кто воздвиг укрепленья Кронштадта,
Чьи руки в мозолях, что тверже камней,
Он делал водителей русского флота
Из барски ленивых и косных парней.

Читали указы в примолкнувших ротах:
«Чтоб тем, кто учебе бездельем претит,
Вгоняли науку лозой чрез ворота,
Которыми лодырь на парте сидит».

И многих терзала телесно обида,
И многие были, наверное, злы,
Зубря наизусть теоремы Эвклида,
С трудом постигая морские узлы.

А в будущем — кортик, привешенный косо,
И мичмана флота лихая судьба:
«Лупи по зубам, не жалея, матроса» —
На то его доля слуги и раба.

С командой жесток, с адмиралами кроток,
Нацелься на чин — и проделай прыжок
Поближе к дворцу и под крылышко теток,
На невский, желанный всегда бережок.

Но были и те, кто не знал унижений,
Кто видел в матросе товарища дел,
Кто вел корабли сквозь пожары сражений,
Кто славы морской для отчизны хотел,

С кем флот проходил по пяти океанам,
Кто в битвах с врагом не боялся потерь:
И шведы разбиты, и нет англичанам
Охоты соваться к Кронштадту теперь.

Об этом я думал полуночным часом,
О славе, о бурных дорогах ее…
Звезда высока над картушкой компа́са,
Касается румбов лучей острие.

1939


lLMw7Aj7aSM.jpg (104.43 КБ)